Республиканское производственное унитарное предприятие "Гомельоблгаз"


Здесь мы находимся
Правила пользования газом в быту
Сигнализатор угарного газа
Сигнализатор угарного газа
Сайт ПУ
Портал электронных услуг ГПО
Оперативная служба ЖКХ
ГомельОблГаз
Главная\Статьи
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ ИНТЕРЕСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Информация о конкретном реальном или потенциальном конфликте интересов поступает руководству от самого должностного лица   - участника конфликта. Однако роль руководства в выявлении конфликтов интересов не ограничиваться работой только с такой информацией. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных должностных лиц поступают:

  - из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;
  - в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах должностного лица и выполняемых им служебных обязанностях;
  - из других источников.

К примеру, если в декларации о доходах и имуществе должностного лица указано, что оно получает дополнительные доходы в конкретной организации (приобрело имущество у конкретного физического лица, реализовало ему имущество и т.п.), следует определить, целесообразно ли поручать должностному лицу совершать какие  -либо действия по службе в отношении этой организации (этого физического лица) и не повлечет ли это возникновение конфликта интересов. Активное участие в выявлении конфликтов интересов принимают кадровые службы и службы безопасности организаций. Обязанности в сфере предотвращения и урегулирования конкретных конфликтов интересов возлагаются как на самих должностных лиц   - участников конфликтов, так и на их руководство. Должностное лицо обязано самостоятельно устанавливать наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и сообщать об этом руководству, который в свою очередь принимает меры по недопущению возникновения реального конфликта интересов или его урегулированию. Общие требования к порядку предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, возникающих в деятельности должностных лиц, определены в ст. 18  -1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165  -З "О борьбе с коррупцией" В соответствии с ч. 5 ст. 18  -1 Закона о борьбе с коррупцией требования, предусмотренные указанной статьей, не распространяются на участников отношений, регулируемых законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими порядок уголовного, административного процесса, конституционного, гражданского судопроизводства, судопроизводства в хозяйственных судах.

При исполнении служебных обязанностей должностное лицо:

  - обеспечивает постоянный личный самоконтроль;
  - руководствуется исключительно предписаниями нормативных правовых актов и своими должностными инструкциями;
  - строго соблюдает антикоррупционные и иные запреты и ограничения;
  - руководство остается объективным и беспристрастным, игнорирует любые личные выгоды, пресекает возникающие побуждения оказать кому  -либо неправомерную услугу или иное незаконное предпочтение;
  - обеспечивает соблюдение того, чтобы принимаемые решения не зависели от его семейных, политических, религиозных, этнических или иных вкусов и предпочтений;
  - принимает все необходимые меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, в том числе воздерживаться от личных контактов с организациями (их должностными лицами) и физическими лицами, в отношении которых государственное должностное лицо реализует государственно  -властные полномочия, управленческие, контрольные, надзорные и иные служебные функции.

Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает руководитель организации, который вправе: Установленный ст. 18  -1 Закона о борьбе с коррупцией механизм управления конфликтами интересов не является исчерпывающим и может быть конкретизирован. В частности, в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов руководитель организации предлагает должностному лицу:

  - отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов (например, реализовать долю участия в уставном фонде коммерческой организации);
  - отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы;
  - уволиться по собственному желанию, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер.
При определении методов предотвращения и урегулирования конфликтов интересов учитывается:

  - характер и масштаб конфликта;
  - занимаемая должность участника конфликта;
  - степень общественного доверия лицу, занимающему эту должность;
  - характер и размер материального ущерба, который может быть причинен в результате непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта;
  - вред, который может быть нанесен авторитету и деловой репутации организации.

Если конфликт интересов является незначительным либо должностное лицо   - участник конфликта не может повлиять на принимаемое решение, нет и необходимости принимать какие  -либо меры по урегулированию такого конфликта. С учетом требований ст. 18  -1 Закона о борьбе с коррупцией особого внимания заслуживает механизм управления конфликтами интересов, которые возникают в деятельности руководителя организации. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией руководитель государственного предприятия обязан сообщить в государственный орган (организацию), в подчинении (ведении) которого (которой) находится предприятие (в состав которого (которой) оно входит), о намерении совершить от имени предприятия сделку с хозяйственным обществом, собственниками имущества или аффилированными лицами которого являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники руководителя. Без согласия соответствующего государственного органа (организации) руководитель государственного предприятия не вправе совершить такую сделку, а равно поручить ее совершение иному должностному лицу. Ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией установлен порядок совершения и некоторых других сделок, в которых у руководителя организации, являющегося государственным должностным лицом, имеется личный интерес. При трудоустройстве супруга (супруги), близкого родственника или свойственника на иные должности, в том числе среднего и низшего звена управления, руководитель организации передает права по решению данного вопроса другому уполномоченному на это лицу (например, своему заместителю). Это обеспечивает объективность и беспристрастность при принятии решения о трудоустройстве.

Процедуры управления конфликтами интересов определяются:

  - порядком делопроизводства по письменным сообщениям о конфликтах интересов и иным документам, связанным с предотвращением и урегулированием конфликтов (порядок регистрации, сроки и порядок хранения таких документов);
  - сроком, в течение которого непосредственный руководитель должностного лица обязан рассмотреть полученное письменное сообщение о конфликте интересов и заявленный должностным лицом самоотвод, а также доложить о принятых им мерах руководителю организации;
  - формой в которой непосредственный руководитель должностного лица обязан доложить руководителю организации о принятых мерах;
  - сроком, в течение которого руководитель организации обязан принять окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов.

За несообщение о конфликте интересов должностное лицо несет дисциплинарную ответственность только при наличии вины, если будет установлено, что возникшая ситуация однозначно свидетельствовала о потенциальном или реальном конфликте интересов (например, была включена в утвержденный перечень ситуаций потенциального конфликта интересов), должностное лицо знало или обязано было знать о конфликте и не сообщило о нем. Такую же ответственность несет непосредственный руководитель должностного лица и руководитель организации, которые знали о том, что должностное лицо находится (будет находиться) в ситуации конфликта интересов, и не приняли мер по предотвращению и урегулированию конфликта.


Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров «ГАЗ-ИНСТИТУТ»